Кедя


Пришло время для следующих двух сказок: про хитрого старика Кедя и про Храброго Овше.

Кедя

Жил старик. Он был очень беден. Всё его богатство было в одном кочкаре (баран), с которым он не расставался. В хотоне так и звали старика: Кедя с рыже-лысым кочкаром. Однажды старик сел на своего кочкара и поехал путе­шествовать. Дорогой он нашел уже пожелтевшую лопаточ­ную кость.

Кедя ударил своего кочкара в нос, намочил в его крови кость и положил ее за пазуху.

Приехал Кедя в большой хотон. Жители его готовились к какому-то торжеству. Они зарезали много скота и варили мясо. Увидели они, что у старика имеется лопатка и предложили ее опустить в котел, чтобы сварить вместе с мясом. Кедя стал отказываться.

— Мясо съест мою лопатку, — говорил он.

Калмыки посмеялись над ним и стали уверять, что таких случаев не бывает. Чтобы убедить старика, дали слово, что если мясо съест лопатку, то все мясо отдадут ему.Кедя

Кедя опустил свою лопатку в котел. Когда мясо сварилось, стали вынимать его. Лопатки в котле не оказалось. На дне его были только мелкие косточки.

Кедя придрался и получил мясо.

Наевшись как следует, он отправился дальше. Приехал к вечеру Кедя в богатый хотон и не знает, что делать со своим кочкаром.

Жители хотона предложили ему пустить его на ночь в отару. Старик стал отказываться: ведь овцы могут напасть на его кочкара и растерзать его. Люди посмеялись над стариком: ведь овцы никогда не едят друг друга, поэтому ему нечего бояться. Но если что-нибудь случится, то всю отару отдадут Кеде.

Старику этого и надо было. Пустил он своего кочкара в отару.

Ночью, когда все заснули, старик тихонько встал, зарезал своего кочкара и его кровью намазал рты всех овец.

На другое утро калмыки увидели, что случилось то, чего боялся Кедя. Хотон вынужден был отдать Кеде всю отару овец. Старик зарезал всех овец и сложил в одну кучу мясо, в другую — шкуры, а в третью — все внутренности.

В это время недалеко от Кеды паслись семь белых верблюдов. Старик измазал их кровью так, что семь белых верблюдов превратились в семь красных. Сделав это, Кедя пошел дальше.

Встретился с ним незнакомый человек и спросил, не попадались ли Кеде по дороге семь белых верблюдов?

— Нет, я не видел белых верблюдов, я видел семь красных верблю­дов.

Они поспорили. Прохожий уверял, что верблюды белые, а Кедя, — что они красные. Спорили, спорили, наконец решили, что если прав Кедя, то он получает верблюдов, а если не прав, — расплачивается своей головой.

Вернулись туда, где паслись верблюды. Кедя оказался прав. Получив верблюдов, старик погнал их дальше. По дороге он встретил молодого человека на вороной лошади и в дохе из жеребячьей шкуры. Поздорова­лись. Молодой человек спросил Кедю, откуда он идет. Старик ответил:

— То место, откуда я иду, называется «Куча шкур, куча мяса и куча внутренностей».

Молодой человек возмутился и сказал:

— Ты, старик, не дурачь меня!

Кедя стал уверять его, и они поспорили. Решили: если Кедя прав, то молодой человек отдаст свою лошадь и доху, а если Кедя не прав, старик отдаст своих семь верблюдов.

Вернулись туда, где Кедя зарезал своих овец, и увидели кучу шкур, кучу мяса и кучу внутренностей. Кедя сел на лошадь, надел доху и погнал в свой хотон верблюдов.

 

Храбрый Овше

Бьют-кипят ключи, кричат олени-маралухи, цветы распускаются. Зелень лугов разливается, кукуют тонкоголосые кукушки, колышет ветер деревья сандаловые, что ветвей своих поднять не в силах. Кричат ястребы и беркуты, кустарники меж собой переплетаются, зеленая мурава стоит грядой.

Тянется синий дымок, голубь воркует, дерево-лиственница красою становится. Природа и люди рады.

В славный час родился на земле добрый батар Овше. Отцом его был Енкэ-Мэнкэ (Спокойствие-Вечность), а матерью Ердени Джиргал (Драгоценность-Радость).

Погладили спину ребенка — и не нашли позвонка, который мог бы согнуться, между ребер пощупали, — не нашли такого места — промежут­ка, в которое злой человек нож всадить мог бы. Зубы, как рако­вины, бело-розовые были, глаза прекрасные — за сто верст муравья видели.

Так родился славный батар, так родился лучший из мужей Овше.

Воздвигли Овше на прекрасной белой равнине Тюлькюр. Из чистого золота терме (решетки, составляющие остов кибитки) сделали.

На семидесяти пяти подпорках ставка стояла. Набросили на них двадцать четыре стенных покрывала, завязали двадцатью четырьмя поясами. Переднее покрывало крыши было подбито шкурами оленей а сверху обшито белым шелком. Широкое покрывало орке сделали из прекрасного радужного шелка, а все завязки — из цветистых красных нитей.

На дверцах ставки была изображена гордо парящая в воздух — Гаруда, на косяках — собаки Басар и Хасар, на верхнем косяке попугай. На решетке и жердях крыши были вырезаны бодающиеся козлы, на подпорках — львы и тигры.

Быстро рос Овше. Давно такого батара славного народ не видел.

В одно время с Овше родился Аранзал — конь чудесный. На спине того коня не было позвонка гнущегося, между ребер промежутка для ножа тонкого злодею нельзя найти было. По земле и воздуху Аранзал как шурган (снежная буря), мчался, нес своего любимого хозяин Овше.

Скоро пришло Овше время своему народу помочь, батарскую силу и смелость, ум и бесстрашие показать.

Нападали на бедных людей жестокие и страшные мангадхаи (сказочные многоголовые человекоподобные чудовища, беспощадные и мстительные). Был у мангадхаев предводитель. В бою никто ему страшен не был. Силу имел несравненную. Против силы такой и батар Овше слабым мальчиком казался.

Угоняли мангадхаи скот у бедных людей, селения их разоряли, сопротивляющихся убивали, детей в плен брали, рабами своими делали.

Пришел народ к Овше защиты просить, помочь мангадхаев разбить и злого предводителя их уничтожить.

Долго не думал Овше. В дорогу собрался мигом. Вскочил на Аранзала, попрощался с народом.Храбрый Овше

Напутствовали Овше люди кочевьев разных:

На пути своем

Счастлив будь!

В деяньях своих

Удачлив будь!

Уехал Овше. День едет, сто дней едет. Нет следа мангадхаев.

Решил отдохнуть Овше. Сам устал, и конь утомился. Лег Овше под деревом, а коня подле себя пастись пустил.

Проснулся утром Овше — нет коня.

Сразу догадался Овше, кто увел такого коня сильного.

Оделся Овше пастухом, пошел по следам коней. Крупные следы — коня предводителя мангадхаев, помельче — следы Аранзала.

Немного погодя догнал Овше мангадхая. Знал Овше, что мангадхай сильнее его, — решил осторожным быть, хитростью действовать.

Я — пастух, — говорит Овше, — сирота бедный. Взял ты коня хо­зяина моего. Если вернусь я домой один, без коня, убьет меня хозяин. Отдай коня.

Отвечает громовым голосом мангадхай:

— Ну, если убьет, так садись на своего коня и езжай, да только не к хозяину своему, а ко мне. У меня жить станешь, работать на меня будешь!

И от слов тех гудит-жужжит,

Старая земля дрожит.

Уцепился мангадхай за узду Аранзала, стегнул свою лошадь, тро­нулся в путь. Делать нечего. Поехал Овше с мангадхаем вместе.

Когда приехали, мангадхай первым делом за еду принялся. В один присест тысячу шага-чимгиновХрабрый Овше_2 (бараньих ляжек) съел, два колодца айрика (простокваши) выпил, три колодца арзы ( дважды перегнанная водка из кумыса) осушил, четыре ко­лодца хорзы вылакал, пять колодцев хорона (несколько раз перегнанная водка: яд) высосал.

Насытился мангадхай и пришел в хорошее настроение.

— Ну, — говорит мангадхай Овше, — расскажи, как твоего народа богатыри живут, что замечательного сморчки эти делать могут.

Отвечает Овше.

— Наши богатыри одним духом целый казан (котел) расплавленного чугуна выпивают и глазом не морг­нут!

Усмехнулся мангадхай. Велел принести десять казанов расплавлен­ного чугуна. Один за одним выпил их, невредим остался, только посмеи­вается.

Видит Овше — не прошла его хитрость.

— Еще что твои богатыри не­счастные делать могут? — спраши­вает мангадхай.

— Умеют наши богатыри еще зи­мой в воде стоять по грудь, пока вода не замерзнет. А как лед реку покроет, они лед, как соломинку, ломают, из воды невредимыми вы­ходят.

— Идем за мной, — говорит мангадхай. Сели они на коней и поскакали в страну, где зима была лютая.

Залез мангадхай в воду по грудь, подождал, пока река льдом покры­лась, двинул рукой — лед на мелкие кусочки рассыпался. Стал вылазить мангадхай из воды.

— Стой! — кричит ему Овше. — Это еще не штука. Я ведь ошибся, когда сказал, что вода по грудь должна быть. Стать надо в таком месте, чтобы вода до самого рта доходила, а кончики пальцев на но­гах чуть-чуть только дна речного касались.

Залез мангадхай в глубокое мес­то. Вода до рта доходит, льдом покрылась.

Теперь вылезай! — кричит Ов­ше.

Сколько ни пытался мангадхай, а вылезти не в силах. От злобы пыхтит, жила на лбу, что канат, надулась, а лед проломить не может.

Обрадовался Овше. Выхватил свой острый меч алмазный и бросился к мангадхаю.

Да не тут-то было!

Дунул на Овше мангадхай. От дыхания того Овше на сто верст отлетел, в воздухе тысячу раз перевернулся, еле жив остался.

Тогда перешел Овше реку с другой стороны, подошел сзади к при­мерзшей голове мангадхая, говорит ему:

— Ну что, злой батар! Вот и тебе конец пришел. Не будешь больше народ мучить. Теперь видишь, на что и наши богатыри способны.

Вздохнул мангадхай и говорит:Храбрый Овше_3

— Об одном жалею, что дунул я на тебя. Мне бы вдохнуть в себя воздух следовало, — так ты у меня давно в животе бы сидел. — Овше мечом острым и разрубил ему голову. На голове той еще несколько меньших голов торчало. Отрубил их Овше, прикрепил к седлу Аранзала и помчался домой.

Когда узнали мангадхаи о смерти своего предводителя, сами разбе­жались. Жена мангадхая за Овше в погоню пустилась. Колеса ее повозки были так велики, что, когда вдавливались в землю, — появля­лись глубокие ущелья. Быки взрывали рогами землю с такой силой, что от этого горы вырастали. Да не догнать было Овше на его Аранзале быстром.

И расстояние в три года

Он в трое суток проскакал:

Подобно ветру пролетая,

К себе домой он добежал.

Так победил добрый батар Овше злого мангадхая-предводителя.

 

 

Источник:

КАЛМЫЦКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Пер. с калмыцкого. Переиздание.

Составитель — редактор В. Е г о р о в
Художники: Д. Санджиев, В. Мезер
Художественный редактор В. Бессонов
Технический редактор В. Арбакова
Корректоры: М. Бочкаева, М. Нантиева

Калмыцкое книжное издательство, 1978, г. Элиста, ул. Революционная, 8.

Подписывайтесь на наше сообщество ВКонтакте и делитесь своими идеями: vk.com/hardabarda

+ Комментариев еще нет

Добавь свой